Социальная адаптация наших воспитанников

Для обеспечения коррекционно-реабилитационных мероприятий созданы 4 отделения. По социальной адаптации воспитанников работы ведется в двух отделениях, общее число воспитанников которых 104. Работа ведется по трем образовательным программам:

1. «Особый ребенок» - социально-реабилитационная и воспитательная работа по формированию навыков адаптивного поведения воспитанников.

2. «Солнышко» - oбучаются воспитанники c сочетанными нарушениями (c интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата).

З. Программа социально-реабилитационной и воспитательной работы по формированию навыков адаптивного поведения воспитанников. Основанием для перехода на разные программы послужило введение государственных стандартов качества социальных услуг.

Критериями готовности нашего воспитанника к интеграции в социуме является следующее:

• Понимание социальных правил и норм жизни в обществе;

• Способность вступать в отношения социального партнерства и сотрудничества;

• Формирование умения заботится o своей физической форме, внешнем виде, нормальном питании, избегать излишних фактов риска;

• Принятие своих индивидуальных отличий от других;

• Способность устанавливать и поддерживать дружеские отношения, умение показывать свои чувства и понимать, как другие реагируют на них;

• Способность к доступному самоконтролю, саморегуляции;

• Сформированное умениеб создавать свое жизненное пространство, вести домашнее хозяйство, обеспечивать себя необходимыми для самостоятельной жизни и другое.

Направления работы по социальной адаптации детей-инвалидов многообразны, но для нас важно, чтобы дети овладели основными формами социального поведения.

Во-первых, достаточными для конкретного воспитанника навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдать правила личной гигиены, ориентироваться в детском доме и его окрестностях, в хозяйственно-бытовом труде последовательно выполнять и завершать работу, соблюдать правила безопасности. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему важно воспитывать y детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Для формирования привычки следить за чистотой рук, лица, тела наиболее эффективными являются различные игровые приемы, кукольный театр, использование потешек, привлечение детей к контролю и самопроверке. Опыт работы c глубоко умственно отсталыми детьми позволяет сделать вывод, что овладение навыками самообслуживания, культурно-гигиеническим навыками имеют значение не только для культуры поведения, но и для укрепления здоровья физического и психологического, обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

Во-вторых, навыками социального взаимодействия c окружающими, которые предполагают наличие умений вступить в беседу и закончить ее, высказать просьбу, оказать помощь окружающим, пригласить в гости и т.д. Поскольку по достижению 18 лет воспитанники в большинстве своем будут жить во взрослом интернате, то важно, чтобы они умели жить в коллективе, участвовали в коллективных видах труда и других мероприятиях, узнавали и различали собственные вещи, вещи друзей, воспитателя, чувствовали настроение собеседника. Немало усилий мы прилагаем для того, чтобы сформировать y воспитанника представление o себе. Это заключается не только в том, чтобы он мог назвать свое имя, но и иметь представлением o себе в целом, чтоб умел решать проблемы, возникающие в знакомой или незнакомой ситуации, искать и находить помощь, умел соотносить свои интересы и действия, организовывать досуг в соответствии c личными предпочтениями. B реальной жизни все эти направления тесно переплетаются, создавая систему модели поведения детей в разных ситуациях. При организации педагогических реабилитационных мероприятий мы обязательно учитываем как медицинский диагноз, так и особенности ребенка-инвалида.